Методика Монтессори

La-pedagogie-Montessori-c-est-quoi_imagePanoramique500_220Что такое методика Монтессори? Поощрять уверенность в себе и самостоятельность у ребенка, позволяя ему развиваться в своем собственном темпе в полной свободе. Это основная идея педагогической методики Монтессори, которую многие считает слишком снисходительной и вседозволяющей. В чем же заключается этот способ воспитания, который ставит ребенка в центр педагогики?

"Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а источник, который бьет ключом". Такова философия воспитания Марии Монтессори, первой женщины-врача в Италии, посвятившей себя детям. "Обучать — это не значит дрессировать", — призывает она. В январе 1907 года Мария Монтессори открыла первый детский дом в Италии, обеспечила необходимым материалами и оборудованием, но, что более важно, детям было позволено самим выбирать свою деятельность, которая им интересна, и время отведенное на нее. И она с удивлением отметила, что малыши (начиная с трехлетнего возраста) могли продемонстрировать неожиданную концентрацию и самодисциплину. Так родилась методика Монтессори: дети находятся в подходящей среде в сопровождении их учителя, который поддерживает его и стимулирует, а ребенок учиться сам в своем ритме. Столетие спустя этот метод нашел много сторонников по всему миру и более 20 000 школ открыли свои двери. В Харькове открыто около 20 заведений, работающих по этой методике,  все они дошкольные. Законом Украины "Об образовании" предусмотрено обязательное обучение детей в специализированных школьных и дошкольных учреждениях в соответствии с единой государственной программой. Это объясняет отсутствие средних образовательных школ Монтессори в Украине.

 

Принципы Монтессори

 

По мнению Марии Монтессори, ребенок очень чувствителен к окружающей среде и строит свою индивидуальность в зависимости от того, что ему предлагают и в чем ему отказывают. Она назвала это абсорбирующим разумом, характерным для различных возрастных категорий.

Вам будет интересно:  Причины бесплодия (часть 2)

Она выделила различные чувствительные периоды. Каждый соответствует множеству понятий, которые ребенок в состоянии приобрести благодаря своему абсорбирующему уму. Для этого вы просто должны обеспечить необходимую среду для ребенка. Философию Монтессори можно резюмировать таким образом: «Научи меня сделать это самому». Главное действующее персонаж — это ребенок, а учитель никто иной как его гид.

Система образования Монтессори — это косвенная помощь, путем подготовки подходящей окружающей среды, предоставлении развивающих материалов.

IMG_0893Ребенок играет активную роль. Он вправе самостоятельно выбирать вид деятельности, которой он бы хотел заняться (после предварительной демонстрации учителем) из тех, что ему предлагается. Также он решает сколько времени он хочет посвятить этому занятию. Он обучается самостоятельно и независимо. В таких школах дети могут негромко разговаривать и передвигаться по классу, но не мешая занятиям другим. Самодисциплина неразрывно связана с понятием свободы. Вместо того, чтобы пассивно ожидать исправлений, ребенку предлагают самому найти и исправить ошибку. Тем более, что в методике Монтессори не существует понятие «правильно» и «неправильно», а есть совершенствование в процессе практической деятельности. Методика рекомендует поощрять деятельность ребенка, а не заставлять его. Этот метод самообучения способствует концентрации и самодисциплине.

Большинство занятий проводится индивидуально с уважением темпа обучения ребенка. Не так важно, ребенок быстр или медлителен, как то, насколько он сосредоточен в процессе обучения. Темпы могут меняться в зависимости от времени суток, активности, различных периодов развития и путь к познанию происходит рывками. Он развивается в подходящей для него среде, и ему предлагают деятельность, соответствующую его настрою. Школы Монтессори разделены на три возрастные группы развития ребенка: 3-6 лет, 6-9 лет, 9-12. Классы состоят из детей одного периода. Это сосуществование учит их взаимопомощи, уважению и взаимообмену.

Вам будет интересно:  Причины бесплодия (часть 1)

apprendre-compter-2Абстрактные понятия гораздо труднее освоить. Именно поэтому Мария Монтессори разработала учебно-методические пособия, в которых описала как от конкретных понятий подвести ребенка к абстрактным. Например, для того, чтобы освоить понятия: десяток, сотня, тысяча, ребенку необходимо предоставить бисер, и он будет в состоянии представить себе количество, вес и т.д.

 

Роль учителей

 

Роль учителя, конечно, очень отличается от формальной системы образования. Здесь учитель помогает ребенку слышать и чувствовать себя. Его роль заключается в стимулировании интереса ко всем областям знаний и подготовки необходимой атмосферы для его развития. Здесь нет замечаний. Учитель не указывает на ошибки, ребенок сам корректирует себя, сравнивая свое достижение с моделью.

 

Недостатки методики Монтессори

 

Хоть этот метод и сосредоточен на здоровом развитии ребенка, его самооценке и жизни в обществе, но он не признан государственным образованием. Школы-Монтессори являются частными и не финансируются государством, а, в связи с этим, достаточно дорогие. Есть еще недостаток. После школы-Монтессори ребенку трудно адаптироваться в классическом учебном заведении.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *